Паломничество в
Свя́то-Тро́ицкую Сергиеву лавра

Свя́то-Тро́ицкая Сергиева лавракрупнейший мужской монастырь Русской православной церкви с многовековой историей.

Расположен в центре города Сергиева Посада Московской области, на реке Кончуре. Имеет статус ставропигиального. Является крупнейшим центром образовательной и издательской деятельности Русской православной церкви.
В Свято-Троицком соборе лавры находятся мощи основателя монастыря, преподобного Сергия Радонежского.

Сайт монастыря: lavra.ru

ПУТЬ ПАЛОМНИКА

1. К родителям Сергия Радонежского -Покровский Хотьков ставропигиальный женский монастырь.
2. Благословиться у мощей Сергия Радонежского - Свя́то-Тро́ицкая Сергиева лавра.
3. Окунуться в лечебный источник - Гремячий ключ.

Поехали!

Молитва в дорогу!
Русские паломники во все времена глубоко почитали Николая Угодника и всегда благоговели перед его именем. На протяжении более чем десяти веков испытано благоволение и отзывчивость святителя Николая, Мирликийского чудотворца, на нужды России и каждого верующего человека. Не случайно богомольцы, согласно давней православной традиции, отправляясь в дальнее путешествие, всегда читали перед дорогой акафист святителю Николаю, а паломники брали с собой в дальнюю дорогу его икону, которую часто торжественно несли впереди группы. Они всегда с молитвою обращались к своему скорому помощнику и заступнику. Так и мы, каждое наше путешествие начинаем с акафиста Николаю Чудотворцу, чтобы путь наш был гладким и спокойным.

Акафист можно послушать и прочитать вот тут:
ссылка на акафист.

1.Покровский Хотьков ставропигиальный женский монастырь

Адрес: Московская область, Сергиево-Посадский район, город Хотьково, улица Кооперативная, владение 2

Сайт храма: khotkovmonastery.ru

Информация: Время его основания неизвестно, поэтому возраст монастыря начинает свой отсчет с первой даты, упоминаемой в летописях, – 1308 год.

Покровский монастырь «на Хотково» относился к характерным для средневековой Руси XIV так называемым «мирским монастырям». Мирские монастыри создавались при содействии целого общества, городского или сельского, для того, чтобы, по словам В.О. Ключевского, «обывателям было, где постричься в старости и при смерти «устроить душу» посмертным поминовением». Мирское происхождение объясняет отсутствие сведений об основателе и дате основания Покровского монастыря, ведь основал его не князь, не архиерей, а крестьянский мир, жизнью которого мало интересовались летописцы. В нём проживали как мужчины, так и женщины; в нем не было игумена, а руководство повседневной жизнью осуществлял священник Покровской церкви.

Жизнь обители с древних веков связана с именами преподобных Кирилла и Марии, родителей преподобного Сергия Радонежского. Их святые мощи с 1337 года почивают в Покровском соборе монастыря и лишь на период закрытия были захоронены рядом с храмом. Паломники с верой приезжают помолиться Преподобным, испросить их помощи во всех своих нуждах. Обратите внимание на его совершенно «немонастырскую»

продольно-осевую планировку с центральной улицей, которая на протяжении столетий служила богомольцам отрезком дороги «к Троице» Сергия Радонежского. И эта самая «ось» обители, начинающаяся от южных Водяных ворот, приводит нас к северным Святым воротам.

Святые Кирилл и Мария приняли пострижение
«Прежде, чем прийти ко мне, поклонитесь родителем моим», еще при жизни завещал преподобный Сергий Радонежский паломникам, желавшим получить от него утешение. Из его жития известно, что родители преподобного в старости постриглись в монахи и попросили своего сына Варфоломея (будущего преподобного Сергия) до их кончины не уходить самому в монахи. Постриг они приняли в Покровском монастыре в Хотькове. Тогда еще существовали смешанные обители и в них доживали свой век благочестивые супруги, решившие принять монашество. Там же до своего ухода в пустыню подвизался брат преподобного Сергия Стефан. Такие монастыри создавались не для особых монашеских подвигов, а для непостыдной и мирной кончины желавших праведно завершить свою жизнь пожилых людей.
Преподобный Сергий у мощей своих родителей
В 1337 году схимонах Кирилл и схимонахиня Мария отошли ко Господу. Перед своей блаженной кончиной они благословили Варфоломея на иноческий подвиг.
Мощи преподобных Кирилла и Марии в Покровском соборе
Преподобный Сергий часто ходил из основанного им монастыря (ныне – Троице-Сергиева Лавра) к могилам родителей и, по преданию, завещал идущим к нему прежде помолиться о его родителях в Хотьково.
До самой революции 1917 года
мощи преподобных покоились под полом Покровского собора в Хотьковском монастыре. А после ликвидации монастыря рабочие, которые занимались его перестройкой под склады и мастерские… разрешили верующим забрать мощи.
У захоронения мощей преподобных Кирилла и Марии
Но и в разорённый монастырь приходили люди просить помощи и заступничества у преподобных Кирилла и Марии, мощи которых заблаговременно были сокрыты у Покровского храма.
В 1989 году
Покровский собор был передан в ведение Московского Патриархата, и началось возрождение древнейшей национальной святыни. 2 апреля в Крестопоклонную неделю Великого поста совершилась первая Божественная Литургия.
Чудотворные мощи вернулись в Покровский собор
Предстательством Пресвятой Богородицы, молитвами преподобных Кирилла и Марии и их сына преподобного Сергия Радонежского, чьё явление в монастыре перед его открытием не раз видели многие люди, обитель вступила в пору своего возрождения. Возвращается благолепие храмов, возрождается и внутренняя монашеская жизнь.
Воспитанницы пансиона с сестрами монастыря съездили за грибами
При монастыре действует воскресная школа, и уже 23 года существует пансион для девочек.
Благие дела
Следуя прежней традиции благотворения, сёстры взяли на попечение дом престарелых и детское отделение Московской областной психиатрической лечебницы.
Возобнавилась монашеская жизнь
Снова восстанавливаются утеренные ремесла, мастерские по иконописи, вышивки, тканному мастерству. Развиватеся своя хозяйственная территория.

Для чего сюда едут

Зайти в Никольский храм
Старая Никольская церковь была разобрана в 1899 году и сразу же началось строительство нового собора, которое продолжалось почти пять лет. Новый храм, рассчитанный на две тысячи молящихся, впечатлял своими размерами, нарядной внешней отделкой и богатым убранством интерьера.Храм «великолепием своим превзошел всякие ожидания». Никольский собор отличался тем, что это был первый в России храм, построенный в русско-византийском стиле, который начал возрождаться в храмовой архитектуре второй половины XIX века.

Полы и стенные панели были отделаны камнем, искусственным и натуральным цветным мрамором. Иконостасы изготовлены из белого итальянского мрамора с колоннами из мрамора цветного, с бронзовыми вызолоченными украшениями и с такими же царскими вратами; иконы живописной работы.

Автором проекта выступил архитектор Троице-Сергиевой Лавры А. А. Латков. Торжество освящения, при огромном стечении народа и почетных гостей, продолжалось два дня, 26 – 27 сентября 1904 г.
Посетить Покровский собор
Собор Покрова Пресвятой Богородицы построен в 1816 году. К этому времени число насельниц монастыря умножилось до двухсот восьмидесяти человек, вследствие чего возникла необходимость в постройке нового более вместительного Покровского храма на месте прежнего.

Эта церковь, представляющая главный собор монастыря, поскольку здесь всегда покоились мощи преподобных Кирилла и Марии, имела три престола: главный – в честь Покрова Божией Матери и придельные – во имя преподобного Сергия Радонежского справа и святителя Алексея, митрополита Московского слева.

Автором проекта Покровского собора выступил двадцатишестилетний архитектор Иван Тимофеевич Таманский, выходец из крещеных крымских татар, ученик знаменитого московского архитектора Матвея Федоровича Казакова.

P/S: Колокольня при Владимирском храме в Быково, построена этим же архитектором.
Помолиться у мощей святых преподобных Кирилла и Марии
Всё больше людей притекает к древнейшей святыне, чтобы найти себе утешение и испросить у преподобных Кирилла и Марии помощи и укрепления. Созидание доброго христианского уклада в семье – главный подвиг для православных мирян, который требует великого терпения, кротости, самопожертвования. Среди окружающего духовного разорения совершить его можно только под покровом Всевышнего. Преподобные Кирилл и Мария встали после своего успения на небесное служение – быть покровителями семейной и монашеской жизни, научая нас духовной связи с родителями, со своей землей, с любимой Отчизной.

Множество свидетельств о чудесных исцелениях, спасенных жизнях, успешном зачатие и рождении детей, создании и сохранении семей, о помощи в важных делах собирают и записывают сестры монастыря.

Преподобные Кирилле и Марие, молите Бога о нас!
Благославиться у чудотворной иконы Сергиева рода
Над благодатными мощами прп. Кирилла и Марии Радонежских чудотворцев помещена другая дорогая реликвия Покровского Хотькова монастыря – икона Сергиева рода, которая воплотила в себе идею Небесного покровительства над нашей богохранимой страной и напоминает нам об устоях доброй христианской семьи, над которой простирает Свой Омофор Царица Небесная. Этот вдохновенный образ святого семейства соединяет собой земное время и вечность, пространство земли в ограде Церкви и Горний мир, Отечество Небесное и Отечество земное. У гробницы благоверной четы предстоят преподобный Сергий, его брат и сподвижник преподобный Стефан с женой Анной, младший брат Пётр с супругой Екатериной, и внук Преподобных – святитель Феодор, мощи которого почивают в соборе Ростовского Кремля. Икона является зримой проповедью торжества взаимной любви и духовного единения, и зовёт нас к благодатному миру и святости под Покровом Царицы Небесной.
Полюбоваться Надвратными храмами Рождества Иоанна Предтечи и храмом святителя Митрофана Воронежского
Храм Рождества Иоанна Предтечи - самое старинное из сохранившихся монастырских зданий — его построили в 1791 году. В нем крестили, венчали, отпевали, соборовали, исповедовали и причащали местных крестьян.

Наружный декор интересен тем, что северный фасад решён в классицистическом стиле, в то время, как южный - в барочном.

Все постройки вытянуты вдоль линии, соединяющей Водяные (на Москву) и Святые (на Троицу, построены в 1740-е годы) ворота.
Посетить музей истории Покровского Хотькова монастыря
При посещении музея гости имеют возможность в восстановленной усыпальнице поклониться останкам Игумении Магдалины (Шигаревой), возглавлявшей обитель в 1848-1855 годах, и схимонахини Марии (в миру Марфы), подвизавшейся в затворе с 1825 по 1854 год.
Здесь можно увидеть первый российский букварь, вышедший в 1634 году, узнать об особо чтимых монахинях и о ремёслах, которыми занимались насельницы. Среди экспонатов - предметы быта и церковного обихода 18-19 веков.
Несколько предметов, вышитых монахинями в 19 веке, когда в Хотьковом монастыре был развит золотошвейный промысел.
Остающиеся от пошива различных предметов и одежды всевозможные лоскутки дали начало промыслу хотьковских лоскутных мячиков - уникальных игрушек-погремушек, которыми славился монастырь в позапрошлом столетии.

Зайти помолиться в склеп-усыпальницу, где нашли последний приют значимые для обители люди
Здесь находится могила затворницы Марфы, которая более 30 лет в середине 19 века провела в добровольном затворе. К её мнению и совету прислушивались многочисленные паломники. Есть сведения, что её навещал лично оптинский старец Амвросий.

А также игуменья Магдалина - настоятельница Хотьковского монастыря в середине 19 века. При ней монастырь обзавёлся многочисленными новыми (в основном хозяйственными) постройками, а также была проложена обходная дорога (нынешняя Кооперативная улица) за стенами, чтобы чуть отдалить обитель от проезда по монастырской территории. Игуменья очень заботилась о монахинях, приучала их к живописи и к иконописи.
Интересные факты
  • История возникновения поселка Хотьково связана с множеством легенд. Одно из преданий повествует, что местечко посетила Екатерина Великая, и на следующее утро она и ее свита обнаружили пропажу ценных вещей, на что императрица воскликнула: «Да тут ограбят хоть кого!». Так и стали называть деревню, а потом и поселок.
  • До ухода в пустынножитие, в монастыре жил иноком старший брат Сергия Радонежского Степан, в монашестве Стефан.
  • 1-го августа 1544 г. четырнадцатилетний великий князь Иван Грозный, находясь в Троице-Сергиевом монастыре, передал ему в управление Покровский монастырь «на Хоткове».
  • Петр Великий во время посещения Хотькова монастыря, увидев множество инокинь, приказал им в свободное от молитвы время заниматься женскими рукоделиями и обещал выписать из Голландии мастериц, что и исполнил.
  • В монастыре были созданы уникальные памятники шитья, хранящиеся ныне в собрании Сергиево-Посадского историко-художественного музея.
  • В годы разрушения белый мрамор из Никольского собора был отправлен в Москву и использован для облицовки станции «Комсомольская».
Интересные материалы про монастырь
Новая роспись Никольского собора Хотькова монастыря: от эскизов до фресок
Фильм про монастырь

2.Свято-Троицкая Сергиева Лавра

If a building becomes architecture, then it is art

Адрес: Московская обл., г. Сергиев Посад, Свято-Троицкая Сергиева Лавра

Сайт храма: https://lavra.ru/

Информация: крупнейший мужской ставропигиальный монастырь Русской Православной Церкви, основанный в XIV столетии преподобным Сергием Радонежским. Расположен в центре города Сергиева Посада Московской области, на реке Кончуре́. Место нахождения Московской духовной академии. В Свято-Троицком соборе лавры находятся мощи основателя монастыря, преподобного Сергия Радонежского.

Наш маршрут

Памятник Сергию Радонежскому

это пятиметровая скульптура в бронзе, установленная перед входом в Свято-Троицкую Сергиеву Лавру. Скульптура изображает преподобного Сергия в простом одеянии монаха, который правым перстом благословляет всех на праведную жизнь и дает напутствие — жить в любви, мире и согласии. В левой руке он держит свиток с заповедями монашеского жития, оставленными им потомкам.

Памятник был установлен и освящён в марте 2000 года. Средства для его создания собирали 8 лет.

Каменная крепость вокруг Лавры

Каменная крепость вокруг Лавры была построена в 15401550 гг., в начальный период царствования Иоанна IV (Грозного), в период войн Московского царства с Казанским ханством, и предназначалась для защиты подступов к Москве с северо-востока. Её протяженность 1120 метров. Высота от 7 до 15 метров. Ширина от 5 до 7 метров.

Стены имеют три боевых яруса: нижний или подошвенный бой в сводчатых арках, средний бой в сводчатой галерее и, наконец, открытый верхний бой, прикрываемый зубцами и дополненный навесными бойницами, предназначенными для поражения противника у основания стен.

Подступы к крепости прикрывал глубокий ров, наполненный водой. Узлами обороны Троицкой крепости служат десять башен. Еще одна, одиннадцатая, башня, построенная много позднее крепости, для оборонительных целей не предназначалась.

Уточья башня - самая красивая

На шпиле самой северной башни монастыря расположена золотая утка, которая появилась здесь еще при императрице Елизавете, в 17 веке. Башня сильно отличается от других башен монастыря. Есть 2 предания, согласно одному в "Уточью башню" любил пострелять Петр Первый приходя в Троице Сергиеву Лавру, как забава. По другому, он любил пострелять по уткам у Белого пруда рядом с этой башни.

Уточья башня является уникальной в истории не только Московских храмов, но и во всей русской истории. Связано это не только с необычной формой, но и с материалом, которым восхищаются выдающиеся архитекторы.

Каличья башня - самая высокая

Самая необычная башня Троицкой крепости, высотой около сорока метров. Происхождения названия от слова калики – странники, паломники. Или сокращение от слова «калитичья» потому что кроме ворот в ней находилась калитка для прохода. Её внешний вид напоминает Комендантскую башню Московского кремля. До постройки колокольни Каличья башня была самой высотной точкой в монастыре.

Интересный факт: во время реставрационных работ 1960 года было обнаружено, что в XVIII веке в пол верхнего яруса башни заложены, как строительный материал, древние надгробные плиты с захоронений, находившихся на территории Лавры. После строительства башню выкрасили в тот же цвет, что и колокольню, даже ворота сделали такими же, как на колокольне – «с репьями и гвоздями».

Святые врата

это главный вход в Троице-Сергиеву Лавру, у которого монахи встречают особо почетных гостей. Изначально эти ворота проходили через Красную башню в крепостных стенах Лавры.

Митрополит Платон в 1807 году решил заложить красивые ворота, ведь Лавру, расположенную рядом с Москвой, часто посещали царские особы и их при­ближенные. Так появились Святые ворота – фигур­ная пристройка с полуколоннами, белокаменными карнизами и надвратной иконой преподобного Сер­гия.

Внутри Святые врата украшены фресковой росписью на темы Жития преподобного Сергия. При входе, фрески с изображением святых родителей Сергия Радонежского.

Надвратный храм Рождества Иоанна Предтечи

Этот храм первым встречает и последним провожает всех посетителей Лавры.. Храм был заложен на месте обветшавшей надвратной Сергиевской церкви начала XVI в.

В мае 1746 г. надвратная церковь более других лаврских храмов пострадала от «великого пожара»: сгорели кровля и купола, иконостас и вся церковная утварь, пострадала роспись фасадов. В 1753 – 1760 гг. церковь была возобновлена: украшена внутри и снаружи живописным писанием с позолотой, получила новый золоченый иконостас с живописными иконами работы лаврских мастеров, луковичные купола заменили новыми с гранеными очертаниями. В 1763 г. обновленная надвратная церковь была освящена. Здесь проходят исповеди перед Таинством Причастия.

Успенский собор
Крупнейшее сооружение монастыря. Царь Иван Васильевич решил превратить Свято-Троицкий монастырь в царскую обитель не только по значению, но и по внешнему облику. Собор был заложен в 1559 году. Строительство длилось более четверти века и завершилось только в 1585 году, а освяще­ние его почтил уже сын Ивана Грозного – Федор Иоанно­вич и царица Ирина Феодоровна Годунова. При разработке проекта использовалась модель Успен­ского собора Московского Кремля. Здесь те же пять глав и пять апсид, но материалом для строительства в отличие от белокаменного храма в Москве служил уже кирпич.

Весь собор расписан изумительными фресками работы ярославских и троицких мастеров XVII века. Централь­ный пятиярусный иконостас появился примерно тогда же, в работе над ним принимал участие Симон Ушаков.

Саркофаг с гробом Сергия Радонежского

В Успенском соборе находятся гроб преподобного, в котором он был погребен в 1392 году. Напротив гроба можно увидеть его икону во весь рост. Она была написана со слов человека, который был лично знаком со святым.

Мощи Сергия Радонежского были обретены через 30 лет после его смерти. В годы, когда мощи лежали в гробу, паломники обязательно прикладывались к нему и каждый пытался откусить его кусочек, чтобы унести с собой. В итоге, одна из стенок разрушилась, поэтому её пришлось укрепить, а сам гроб поместить в саркофаг. Для мощей святого, по указу Ивана Грозного, была сделана серебряная рака, которая сейчас стоит в Троицком соборе.

Церковь в честь Сошествия Святого Духа на апостолов (Духовская церковь)

Храм является вторым по старшинству сооружением Лавры. Он был воз­веден в 1476 году талантливыми зодчими из Пскова. При возведении церкви наверху построили звонницу, и это ре­волюционное решение является первым в истории русской церков­ной архитектуры. Храм «иже под колоколы» выстроен из кирпича, а не из камня, как Троицкий собор. Он увенчан одной широкой главой с крестом, которая стоит на цилиндрическом постаменте над звонницей. Здесь же и родился уникальный псковский звон, известный в за­падной части России, но совершенно нетипичный для Москвы. В 1583 г., после внезапной кончины царевича Ивана, в этой церкви исповедовался, «плакал и рыдал и умолял» сам царь Иван Грозный.

Псковский звон

Звон в церкви «иже под колоколы» был совершенно уникален для Москвы. Это был первоначально так называемый псковский звон, при котором балки с укрепленными на них колоколами раскачивали с земли. Звонили в колокола при помощи веревок и деревянных рычагов, прикрепленных к балкам. Колокол раскачивался вместе с держащим его брусом, при этом язык поочередно ударялся в противоположные края колокола. Такой способ звона называется еще очапным, или псковским, и до сих пор применяется в Псково-Печерском монастыре.

Подняться к колоколам Духовской церкви можно лишь по приставной лестнице. В старину звонари были избавлены от этого рискованного занятия благодаря тому, что звонили в колокола с земли, раскачивая веревками длинные шесты — «очепы».

Троицкий собор - святая святых монастыря
Самое ран­нее из сохранившихся зданий в Лавре. Он был построен в 1422–1423 годах Нико­ном Радонежским «в честь и похвалу» основателю монастыря преподобному Сергию Радонежскому. В Троицком соборе в серебряной раке покоятся святые мощи преподобного Сергия – главная свя­тыня обители.

Иконостас Троицкого собора уникален. Он создавался в то время, когда в русской церковной традиции складывался системно продуманный и зрительно цельный многоярусный иконостас как образ Града Небесного, как явление Церкви Небесной Церкви земной. Это единственный комплекс начала XV в., сохранившийся в храме, для которого и был предназначен.

Иконостас

Древнейших сохранившейся в России иконостас. Иконы и фрески Троицкого собора выполнены артелью мастеров под руководством преподобного Андрея Рублева и Даниила Черного в 1425-1427 гг. (их порядка 40). В качестве главной храмовой иконы «в похвалу Преподобному Сергию» была написана икона «Троица» — великое творение Андрея Рублева и самое известное в мире произведение русской иконописи.

В 1600 г. по заказу царя Бориса Федоровича Годунова был выполнен верхний чин — двадцать одна икона «праотцев с херувими, обложены серебром». В 2024 году к празднованию дня памяти Сергия Радонежского, икона "Троица" возвращена из Третьяковской галереи в Москве снова в Троицкий храм Лавры.

Паникадило
Подкупольное пространство храма освещает медное золоченое паникадило конца XV в. работы немецкой мастерской Фишеров. Позднеготический памятник с литыми фигурами Спасителя, Пресвятой Богородицы и двенадцати апостолов является одним из многочисленных вкладов в Троицкий монастырь царя Иоанна Васильевича Грозного.

След от попавшего в храм ядра

Пробоину сделали во время осады Лавры польско-литовскими интервентами в 1608 году.
⠀Автор «Сказания об осаде Троицкого монастыря поляками» Авраамий (Палицын) писал: «И били по городу шесть недель беспрестанно изо всех орудий, и из верховых, и раскаленными железными ядрами».
⠀Во время вечернего богослужения ядро пробило железные двери церкви Троицы с южной стороны. Оно попало в образ Николая Чудотворца выше левого плеча подле венца. За иконой ядра не оказалось. Ядро не разорвалось и не повредило икону.
Шестнадцать месяцев — с октября 1608 по январь 1610 года — Лавра держалась в осаде вражеских войск.

Серапионова палата

Святитель Серапион Новгородский происходил из семьи священника подмосковного села Пехорка. С детства он почувствовал тягу к монашескому подвигу, однако по настоянию родителей вступил в брак. Овдовев, он ушёл в Дубенский Успенский монастырь, откуда впоследствии перешёл в Троице-Сергиеву лавру, в которой в 1495-ом году становится игуменом.
В последние годы жизни святитель Серапион Новгородский углубился в молитвенные подвиги и богомыслие. От Бога он сподобился дара прозорливости и исцеления. Святитель Серапион мирно скончался в марте 1516 года. Вскоре после кончины были обретены его нетленные мощи.
Во время осады Троице-Сергиевой лавры поляками в 1608 - 1610 гг. многие защитники монастыря видели святителя Серапиона, пришедшего в храм помолиться о своей обители. Явление святого укрепило боевой дух защитников лавры в трудные дни осады.

На месте кельи преподобного Сергия Радонежского в Троице-Сергиевой лавре в XVI веке была построена часовня, названная Серапионовой, поскольку в ней находились мощи владыки Серапиона. Сейчас эта часовня называется Серапионовой палатой. В ней хранятся порядка 2000 частиц мощей святых, в том числе частица пояса Пресвятой Богородицы. Попасть в неё можно через дверь, которая находится справа от раки с мощами преподобного Сергия.

Часть камня от Гроба Господня
В Лавру великую святыню мирового христианства привез Андрей Муравьев из его путешествия на Святую Землю, совершенного в 1849 г. Он помещен под стекло с изображением иконы Иисуса Христа во Гробе, на нижней части оклада которого можно прочесть следующие слова: «Свидетельство от архиепископа Севастийского на пожертвованный Г. Муравьевым в Свято-Троицкую Сергиеву Лавру от Гроба Господня камень привезен из Иерусалима. Из предписанным сим известно, что председательному господину Андрею Муравьеву в принятии его от меня для явления вручил я данный един камешек от Святыя Кувуклия Пресвятаго и Первоприемнаго Гроба, изсеченный позади нынешней мраморной иконы Воскресения Христова на четыре перста ниже Святаго Гроба..."
Михеевская церковь
Церковь в честь Явления Пресвятой Богородицы со святыми Апостолами Преподобному Сергию Радонежскому (Михеевская церковь, 1734 г.). В 1732 году архимандрит Лавры Варлаам в доношении Святейшему Синоду сообщил, что «святому Михею поются молебны и всегда читаются ему тропарь и кондак» и есть необходимость в построении храма в его честь, чему и было положено начало летом 1732 года по распоряжению императрицы Анны Иоанновны во время ее последнего визита в обитель. Два года спустя Михеевская церковь была освящена.
Мощи преподобного Михея почивают в ней под спудом в земле. В храме для поклонения установлена рака с ростовым изображением святого. Миниатюрный резной иконостас XVIII века.

Трапезный храм

Один из самых больших и красивейших в лаврском архитектурном ансамбле, благодаря разноцветной росписи стен «в шахмат». Пышный декор фасадов в совокупности с широким гульбищем придает зданию монастырской Трапезной вид прекрасного дворца. Архитектурный облик постройки замышлялся в новом модном стиле, известном под условным названием «нарышкинского» барокко.

После открытия в 1946 г. монастыря помещение Трапезной палаты стало использоваться как продолжение храма. В 1950-е гг. в Трапезной палате устроены два малых придела — во имя святителя Иоасафа Белгородского и преподобного Серафима Саровского.

Площадь палаты — более 500 квадратных метров, это не только самое большое здание в монастыре, но и самое большое по площади помещение своего времени, выстроенное без использования внутренних опор — столпов. Святыней храма являются мощи преподобного Максима Грека.

Колокольня
Высота колокольни вместе с крестом составляет 87,33 м..что сопоставимо с высотой 30-этажного современного дома.
К концу XVII века в Троице-Сергиевом монастыре появились новые высокие здания. Прежняя колокольня как по местоположению, так и по архитектуре уже не соответствовала обновлённому виду обители. Монастырские власти стали хлопотать о сооружении новой колокольни взамен старой у Духовской церкви.
Колокольня была построена в барочном стиле в 1741–1770 годах. В 1784 году для неё были изготовлены часы — башенные куранты.
Великолепная звонница, несмотря на свои размеры, изящная и легкая, была заполнена колоколами различных размеров и звуковых тональностей. Первоначально на ней было подвешено 42 колокола. (Позднее их число дошло до 50).

Царские чертоги

Царские чертоги были построены в конце XVII века в качестве царского дворца в Лавре. В 1815 году сюда заехала Московская духовная академия.
Сейчас в этом здании, на 1 этаже кафе для паломников и трапезная для студентов семинарии, сувенирный магазинчик, Музей христианского искусства (christianmuseum.ru), церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы на 2 этаже.
© 2023-2024 Храм Владимирской иконы Божией матери