Как вести себя в храме
Храм — это не только дом молитвы. Это место особого присутствия Христа, Который пребывает в Святых Дарах на престоле в алтаре. Поэтому входить в церковь, выходить из нее и стоять в ней следует с благоговением.
Все праздные разговоры отменяются.
Входя, мы осеняем себя крестным знамением.
Мужчины входят в храм с непокрытой головой, женщины — с покрытой.
Для женщин это правило не носит характера строгой обязательности и не везде соблюдается, однако его следует придерживаться, чтобы не смущать тех, кто привык его соблюдать.
(Несоблюдение этого правила зачастую приводит к ненужным разговорам и спорам, нарушающим как наше благоговейное настроение, так и стройность самого богослужения).
Войдя в храм, сразу идем к иконе, стоящей на столике — аналое — посреди храма, осеняем себя крестным знамением, совершаем поясной поклон и прикладываемся к иконе. Это так называемая праздничная икона. Она изображает событие из Священной Истории или святого, память которого в этот день совершается. Мы можем, по нашему желанию, ставить свечи к иконе праздника или к любой другой иконе, находящейся в храме. Свечи покупаются за прилавком у самого входа, называемом «свечным ящиком». Это наша «лепта», малая жертва Церкви.
Проходя по улице мимо церкви, по храму мимо Царских врат, мы останавливаемся и осеняем себя крестным знамением.
Во время службы в православных храмах принято стоять. Но больным и старым делается исключение, и для этой цели в храмах ставятся скамейки.
Стоять в храме следует лицом к алтарю. Исключения бывают во время молебна или отпевания, когда по обстоятельствам нам приходится стоять к алтарю боком.
При словах священника «Мир всем», а также при принятии благословения мы складываем руки ладонями вверх, правую поверх левой, и склоняем голову.
Также следует склонять голову, когда священник или диакон кадит в нашу сторону или когда в храме читается Евангелие.
Обычай целовать руку священника после принятия благословения напоминает нам, что эта рука держала Св.Чашу при Евхаристии.
Самая важная служба из всех, совершающихся в храме, — литургия (в просторечии — обедня), а самый важный момент в ней — таинство Евхаристии, во время которого совершается пресуществление Святых Даров. Существует благочестивый обычай приходить к литургии натощак, даже если мы в этот день не причащаемся. Если человек опаздывает к обедне или уходит до ее окончания, он проявляет неуважение к таинству.
Разумеется, не грешно простоять не всю обедню в случаях крайней нужды, например, когда надо быть при больных, маленьких детях или на работе. В таких случаях можно уйти и до конца службы.
Но во время чтения Евангелия, Св. Евхаристии, пения «Отче наш» и причащения ходить и выходить не следует.
Если приходится уйти, надо сделать это раньше указанных моментов или переждать их.
Евхаристия (по-русски «благодарение») начинается торжественным возгласом «Станем добре, станем со страхом…» и заканчивается причащением. На это время должны прекращаться всякие, даже нужные, разговоры и хождения по храму.
Евхаристия совершается при закрытых Царских вратах: врата открываются только в Святую (Пасхальную) неделю, во время служения епископа и протоиерея, который получил на это право.
Есть обычай класть земные поклоны во время обедни:
Когда начинается пение «Тебе поем…»;
Когда священник или диакон выносит перед концом обедни Св. Чашу для причащения верующих;
Когда Св. Чаша после причащения переносится священником на жертвенник с возгласом: «Всегда, ныне и присно и во веки веков. Аминь!»
Во время Великого Поста кладутся земные поклоны при молитве «Господи и Владыко живота моего…»
По желанию молящийся может класть земные поклоны помимо указанных.
В пасхальные дни (до праздника Св. Троицы), а также в рождественские (святки) отменяется коленопреклонение.
Не принято становиться на колени во время воскресных служб.
Тем кто готовился к причастию необходимо исповедоваться.
После прочтения священником разрешительной молитвы кающийся целует крест и Евангелие, лежащие перед ним на аналое.
Иногда проходит довольно много времени от причастия священнослужителей (в алтаре) до выноса Св. Даров мирянам. Особенно когда служащий священник один, и не успел принять исповедь всех желающих до литургии. Время это заполняется чтением «правила к святому причащению» или чтением жития чествуемого святого, или поучительной беседы. Важно понимать, что литургия не завершена.
В ожидании Св. Даров следует не расслабляться, а со вниманием внимать чтению.
Когда священник со Св. Дарами выйдет к народу.
Причастник, подходит к Св. Чаше, складывает крестообразно руки на груди, правую на левую, называет громко своё имя и открывает рот.
Приняв Св. Дары целует стопу Св. Чаши и благоговейно отходит от неё.
После литургии (обедни) все подходят и целуют крест, который держит в руках священник. По окончании богослужения, мы снова осеняем себя крестным знамением и целуем праздничную икону.
Выходя из храма следует повернуться лицом к алталю, еще раз перекреститься, сотворить поясной поклон и выйти в суету мира. При желании после службы (или до ее начала) можно прикладываться к иконам и ставить свечи.
Во время службы ходить от иконы к иконе и ставить свечи не следует. Надо стараться во время службы помнить, что в храме мы собраны во имя Божие. Эта память поможет нам удержать в сердце чувство мира и дружелюбия друг к другу. Следует также заботиться о том, чтобы не нарушать молитвенного настроения друг друга в храме. Надо избегать, по возможности, толкать других, когда проходим по храму, стараться в случае тесноты пропустить вперед детей, старых и немощных. Если мы видим, что кто-то ведет себя в храме не так, как следует, не надо делать замечаний во время службы, чтобы не создавать споров и шума, нарушающих мир и благоговение. В случае надобности подобные замечания можно сделать после службы.
Не следует тем, кто не понимает слов службы и хочет понять, задавать много вопросов стоящим рядом во время службы. Эти вопросы также можно отложить до конца богослужения, чтобы не нарушать его стройности и тишины.
В субботу и накануне праздников вечером бывает всенощная, которая состоит из вечерни и утрени (церковный день начинается накануне вечером).
В субботу после чтения Евангелия поем «Воскресение Христово видевше…» и прикладываемся к Евангелию, которое вынесено на середину храма, а затем подходим под благословение священника. Во время торжественных всенощных и под воскресение совершается помазание елеем. Не следует смешивать этот благочестивый обычай, как это часто делают, с елеоосвящением (соборованием) и миропомазанием — таинствами.
И дай нам Бог силы молиться самим и не мешать молиться другим!