Исповедь
Связаться с храмом 
Telegram
WhatsApp
Messenger
Skype
Mail
Phone

О Таинствах


Из всех священных действий, которые совершаются в Православной Церкви, наибольшую значимость имеют Таинства. Таинства имеют Божественное происхождение, поскольку установлены Самим Иисусом Христом. В каждом из них сообщается христианину определенная благодать, свойственная именно данному Таинству. Семь Таинств, через которые сообщаются дарования Святого Духа, соответствуют всем главнейшим потребностям нашей духовной жизни.

Крещение

Брак (Венчание)

Покаяние (Исповедь)

Причащение

Миропомазание

Елеосвящение

Священство

Таинство покаяния (Исповедь)


Таинство покаяния – это такое Таинство, в котором верующий при раскаянии в своих грехах и исповедании их Богу перед священником получает через него от Бога отпущение грехов.


Подчеркнем, исповедующийся человек кается перед Самим Богом, а не перед священником: в данном случае священник – свидетель искренности покаяния, посредник, а истинным Тайносовершителем является Господь Бог.


Таинство покаяния – это не насильственное извлечение священником из грешника сведений о его грехах, не допрос с вынесением итогового обвинительного приговора, но и не беседа о недостатках, и сомнениях грешника. Между тем, по мере исповедания грешника священник вправе задавать ему уместные вопросы, а по завершении его исповеди, если это уместно, назначить епитимию.


Таинство покаяния подразумевает сердечное сокрушение грешника о своих грехах, желание очищения, умирания для греха и оживления для святости.


Ошибочно думать, что формальное перечисление своих грехов – тоже Таинство покаяния.


Возможность участвовать в Таинстве Покаяния – один из удивительнейших даров, которые падший человек получил от Бога: сколько бы мы ни отступали от Бога и ни предавали Его, Он все равно оставляет нам возможность возвращения к Нему.


Покаяние имеет несколько аспектов: осознание греха, раскаяние в нем, исповедание его пред Богом и, безусловно, желание измениться.


Для получения прощения грехов от исповедующегося требуется, искреннее сокрушение о грехах и истинное их исповедание, твердое намерение исправить свою жизнь, вера в Иисуса Христа и надежда на Его милосердие.


Надлежащее участие христианина в Таинстве Покаяния может способствовать умиротворению его совести, установлению мира в душе, удержанию от тех или иных грехов.


Если грешник испытывает нужду в обстоятельной беседе со священником, в его советах, рекомендациях, для этого можно встретиться с ним в удобное для него время; нет необходимости обязательно делать это во время совершения Таинства Исповеди.


Пренебрежение участием в Таинстве Покаяния и откладывание этого на потом может способствовать притуплению совести и даже духовной смерти, кроме того, человек может умереть раньше, чем успеет покаяться: «Бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь ваш приидет» (Мф.24:42).


Таинство покаяния установлено Самим Господом, сказавшим своим ученикам: «Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» (Ин.20:23).

Почему нужно исповедоваться в присутствии священника,
а не просто попросить прощения у Бога?

Грех – это грязь, – так вот, исповедь есть баня, омывающая душу от этой грязи духовной. Грех есть яд для души, – так вот, исповедь есть лечение отравленной души, очищение ее от яда греха. Баню принимать посреди улицы человек не будет, от отравления на ходу не излечится: для этого нужны соответствующие учреждения. В данном случае таким богоустановленным учреждением является Святая Церковь. Спросят: «Но почему нужно исповедоваться именно в присутствии священника, в обстановке именно церковного таинства? Разве Бог не видит моего сердца? Если я сделал плохо, согрешил, но вижу это, стыжусь этого, прошу у Бога прощения – разве этого недостаточно?» Но, друг мой, если, к примеру, человек упал в болото и, выбравшись на берег, стыдится того, что весь в грязи, – разве этого достаточно, чтобы стать чистым? Разве одним чувством отвращения он уже омылся? Чтобы смыть грязь, нужен внешний источник чистой воды, а чистая омывающая вода для души и есть благодать Божия, источник, откуда изливается вода, – Церковь Христова, процесс омовения – Таинство Исповеди.

Подобную же аналогию можно провести, если смотреть на грех как на болезнь. Тогда Церковь – это больница, а исповедь – лечение болезни. Причем саму исповедь в этом примере можно рассматривать как операцию по удалению опухоли (греха), а последующее за ней причастие Святых Даров – Тела и Крови Христовых в Таинстве Евхаристии – как послеоперационную терапию по заживлению и восстановлению организма (души).

Как легко нам бывает простить кающегося, как необходимо нам самим каяться перед теми, кого мы обидели!.. Но не тем ли нужнее наше покаяние перед Богом – Отцом Небесным? Такого моря грехов, как перед Ним, мы не имеем ни перед одним человеком.


Грехи нужно понимать и в широком смысле – как свойственные падшей человеческой природе страсти, и в более конкретном – как фактические случаи преступления заповедей Божиих. Славянское слово «покаяние», означает не столько «извинение», сколько «изменение» – решимость не допускать в будущем совершения тех же грехов. Таким образом, покаяние есть состояние бескомпромиссного самоосуждения за свои прошлые грехи и стремление впредь упорно бороться со страстями.

Итак, приготовиться к исповеди – это значит покаянным взглядом окинуть свою жизнь, проанализировать свои дела и мысли с точки зрения заповедей Божиих (при необходимости и записать для памяти), помолиться Господу о прощении грехов и даровании истинного покаяния. Как правило, за период после последней исповеди. Но можно исповедать и прошлые грехи – или ранее по забывчивости или ложному стыду не исповеданные, или исповеданные без должного раскаяния, механически. При этом нужно знать, что искренне исповеданные грехи всегда и необратимо прощаются Господом (грязь омывается, болезнь исцеляется, проклятие снимается), в этой непреложности – смысл Таинства. Однако это не значит, что грех должен быть забыт, – нет, он остается в памяти для смирения и охранения от будущих падений; он может еще долго беспокоить душу, как может беспокоить человека зажившая рана, – уже не смертельная, но еще ощутимая. В этом случае исповедовать повторно грех можно (для умирения души), но не обязательно, так как он уже прощен.



Обычное время совершения исповеди – перед Божественной литургией. Обычно исповедуют и на вечернем богослужении, иногда устанавливают особое время. Узнать о времени исповеди желательно заранее.

Как правило, священник исповедует перед аналоем (Аналой – столик для церковных книг или икон с наклонной верхней поверхностью). Пришедшие на исповедь становятся друг за другом перед аналоем, где исповедует священник, но на некотором расстоянии от аналоя, чтобы не мешать чужой исповеди; стоят тихо, слушая церковные молитвы, сокрушаясь в сердце о своих грехах. Когда настанет их очередь – подходят к исповеди.

Подойдя к аналою, склони голову; при этом можно и стать на колени (по желанию; но в воскресные дни и великие праздники, а также от Пасхи до дня Святой Троицы коленопреклонения отменяются). Иногда священник покрывает главу кающегося епитрахилью (Епитрахиль – деталь облачения священника – вертикальная полоса ткани на груди), молится, спрашивает, как зовут исповедника и что он желает исповедать пред Богом. Здесь кающийся должен исповедать, с одной стороны, общее осознание своей греховности, особо называя наиболее свойственные ему страсти и немощи (например: маловерие, сребролюбие, гневливость и т. п.), а с другой стороны, назвать те конкретные грехи, которые он за собой видит, и особенно те, которые как камень лежат на его совести, например: аборты, оскорбления родителей или близких, воровство, блуд, привычка к мату и богохульству, несоблюдение заповедей Божиих и церковных установлений, и т. п.


Священник, выслушав исповедь, как свидетель и ходатай пред Богом, задает (если считает нужным) вопросы и говорит наставление, молится о прощении грехов кающегося грешника и, когда видит искреннее раскаяние и стремление к исправлению, читает «разрешительную» молитву.

Само Таинство прощения грехов совершается не в момент чтения «разрешительной» молитвы, а всей совокупностью чинопоследования исповеди, однако «разрешительная» молитва является как бы печатью, удостоверяющей совершение Таинства.

Итак – исповедь совершена, при искреннем раскаянии грех Богом прощен.

Прощеный грешник, перекрестясь, целует крест, Евангелие и берет у батюшки благословение.

Взять благословение – это попросить священника его иерейской властью ниспослать укрепляющую и освящающую благодать Святого Духа на себя и на свои дела. Для этого нужно сложить руки ладонями вверх (правую на левую), склонить голову и сказать: «Благослови, отче». Священник крестит человека знаком священнического благословения и кладет свою ладонь на сложенные ладони благословляемого. Следует приложиться устами к руке священника – не как к руке человеческой, но как к образу благословляющей десницы Подателя всех благ Господа.

Если он готовился к причастию, то спрашивает: «Благословите причаститься?» – и при положительном ответе идет готовиться к принятию Святых Христовых Тайн.



Соцсети: Vkontakte | Telegram | Instagram
© 2023 Храм Владимирской иконы Божией матери